RSS

Городской портал госуслуг
Портал узнай Москву
Портал Мои документы

Чтобы помнили. Реставрация на исторических некрополях Москвы: итоги, планы и перспективы

26.02.2021
Мемориал братского захоронения членов экипажа дирижабля «СССР В-10»

В столице насчитывается около двух тысяч объектов исторического и воинского некрополя. Специалисты Департамента культурного наследия разработали систему комплексного мониторинга сохранности художественных надгробий. Она позволяет отслеживать состояние всех памятников — объектов культурного наследия.

В этом году обследования для определения характера разрушений и последующих работ по восстановлению проводят на 122 надгробиях Героев Советского Союза, расположенных на Кунцевском кладбище. Это самая масштабная работа, проводимая одновременно на некрополе. После проведения проектных работ на памятниках специалисты приступят к производственным.

В числе захоронений, где в последние годы завершились реставрационные работы, семейные некрополи Морозовых на Рогожском кладбище и Третьяковых на Даниловском, надгробие народного артиста СССР Георгия Михайловича Нэлеппа, расположенное на Новодевичьем кладбище, могила дважды Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паршина на Ваганьковском кладбище, памятник-склеп купеческой семьи Гучковых, расположенный на Преображенском кладбище, могила ученого Николая Егоровича Жуковского на территории некрополя Донского монастыря.

Кроме того, на Новодевичьем кладбище была проведена реставрация монумента героям-воздухоплавателям, мемориала братского захоронения членов экипажа дирижабля «СССР В-10», погибших 6 августа 1938 года. Монумент относится к объектам культурного наследия регионального значения. Он представляет собой стену с колумбарными нишами, встроенную в основание Предтеченской (Ирининской) башни Новодевичьего монастыря.

Этот памятник установлен в память о трагической гибели семи испытателей советского дирижабля.

Во время рокового полета они должны были определить ключевые параметры: максимальную высоту и радиусы поворотов, а также отработать маневры и проверить приборы.

Специалисты расчистили мемориал от загрязнений, старого красочного покрытия и коррозии, укрепили нижнюю ступень стилобата, заделали швы и обработали надгробие специальными защитными составами. Кроме того, восстановили утраченные элементы памятника, заменили крепежи и устранили повреждения. Скамьи на территории захоронения были демонтированы, Обустроены новые фундаменты, заменены разрушенные каменные ножки скамьи. После проведения всех восстановительных скамьи вернулись на прежнее место работ.

СПРАВОЧНО:

Проектирование корабля продолжалось с ноября 1935 г. по май 1936 г. в конструкторском бюро дирижаблестроительного учебного комбината (ДУК) под руководством инженера М.М. Кулика. Объем корабля составлял 3700 м3, грузоподъемность – 1400 тонн. Оболочка была 48,3 м. в длину с максимальным диаметром в 12,3 м. На корабле были установлены два мотора М-11 мощностью 110 л.с. Дирижабль развивал крейсерскую скорость до 77 км/ч (максимальная – до 91 км/ч) и мог подняться на высоту до 2000 м . Дальность полета составляла от 720 км до 995 км при крейсерском эксплуатационном режиме. Крушение СССР В-10 произошло по трагической случайности 6 августа 1938 г Трагедия случилась во время полета. Причиной катастрофы стал разрыв оболочки в результате повышения сверхдавления. Водород внутри оболочки дирижабля нагрелся в условиях жаркого летнего дня и значительно увеличился в объеме. В таких случаях излишки газа должны были стравливаются через автоматические выпускные клапаны, однако этого не случилось. Высказываются две версии произошедшего: 1) аэродромная команда в предстартовой спешке забыла снять с клапанов технологические заглушки; 2) произошло затягивание пружины клапана из-за плохой обтюрации, в результате чего он открывался только при сверхдавлении, превышавшем прочность оболочки .

На высоте 1200 м. оболочка корабля лопнула. Командир сбросил балласт и заглушил двигатели для того, чтобы избежать взрыва. Корабль стал стремительно терять высоту и упал в районе д. Бескудниково. Члены экипажа СССР В-10 были похоронены рядом с мемориалом на месте захоронения команды другого дирижабля – СССР В-6, который потерпел крушение несколькими месяцами ранее. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, потребовала заключения директора завода С.В. Житенева. Однако за него вступился нарком оборонной промышленности М.М. Каганович. В письме В.М. Молотову он, ссылаясь на непроверенные источники, называл гибель дирижабля диверсией.

Команда экипажа состояла из семи человек:

Е.М.Оппман

Евгений Максимилианович Оппман, командир дирижабля (1883 – 1938 гг.) на дирижаблях летал с начала века.

Участвовал в боевых действиях на русско-японском, а потом на русско-германском фронте. Именно Оппман пилотировал дирижабль фирмы "Клеман-Байяр" - "Кондор", который стоял на вооружении царской армии. Потом командовал дирижаблем "Коршун", а на "Кондоре" в 1916-м бомбардировал австрийскую крепость в Перемышле.

Вскоре после революции Евгений Оппман стал одной из ключевых фигур советского воздухоплавания. Но погибнуть бывшему царскому офицеру суждено было не на фронте или в огне революции, а в подмосковном небе.

Леонтий Дмитриевич Крестов, бортинженер (1909 – 1938 гг.);

Иосиф Иванович Жеглов, старший бортмеханик (1897 – 1938 гг.);

Василий Георгиевич Платонов, бортмеханик (1910 – 1938 гг.);

Владимир Алексеевич Сидоров, бортрадист (1908 – 1938 гг.);

Михаил Васильевич Василевский, помощник командира (1906 – 1938 гг.);

Сергей Васильевич Никитин, пилот (1905 – 1938 гг.).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати